Я заметил, что многие казуальные колоды в моей мете собранны с одними и теми же недоработками, либо слабыми сторонами, это даёт осознавшему эти слабые стороны весомое преимущество перед большинством игроков. В первую очередь я конечно говорю о не улучшенных преконах, но и авторские казуальные колоды могут страдать от тех же проблем. Я собрал небольшой список требований к казуальной колоде для EDH, которые должны быть выполнены при её составлении, чтобы избежать проблем с такими же "осознавшими". Я буду задавать вопросы и сам же на них отвечать, чтобы собрать побольше дурок, поехали!
Вопрос номер 1: переживает ли колода массовый ремувал?
Это самая частая и самая фатальная проблема казуальных колод. Часто случаются ситуации, когда игроки разложили свои пасьянсы, постояли так немного, а потом кому-то надоело и он кастует Wrath of God. Трагичность ситуации тяжело себе представить, ведь ни у кого не осталось карт в руках и существ на столе, одни лишь земли и восстановить столы вряд ли уже получится. Остаётся молиться на топдек и пытаться заковырять оппонентов тем, что придёт из колоды, а если брать в расчёт любовь казуалов сильно перебирать с мана источниками игра превращается в "потянул землю, выложил, передал". Для примера, в чёрно-красном преконе из издания ДнД, против которого я играл на днях, мы насчитали СОРОК ДЕВЯТЬ (!) источников маны, это ужасно и это делает подобные колоды практически неиграбильными против массовых зачисток. Что же можно сделать, чтобы избежать такой печальной судьбы? Во первых, снабдить колоду внушительными возможностями фильтровать карты, будь то манипуляции с топдеком (Preordain, Ponder, Impulse), сброс-добор (Faithless Looting, Faithful Mending, Frantic Search) или другие эффекты. Ещё нужно позаботиться о преимуществе по картам, если вы выложили пять существ к пятому ходу и у вас не осталось в руке карт, это провал, пускай к тому же пятому ходу этих существ на столе будет два, или три, но в руке будет больше пяти карт, чтобы успешно пережить массовую зачистку и захватить лидерство на пустом столе. Отличной идеей будет выбрать командира, дающего преимущество по картам, ведь к нему мы всегда имеем доступ, тот же Prosper, Tome-Bound, или Niv-Mizzet, Parun, например. Хорошо подойдут и артефакты с чарами, дающие преимущество по картам (Search for Azkanta, Staff of Domination). В конце концов, если мы готовы к массовой зачистке, то и сами можем ими играть, даже в колоде на существах, главное, найти подходящий для неё момент.
Вопрос номер 2: чем мы убиваем наших оппонентов?
Задаю я этот вопрос потому, что все всегда готовы к существам, бегущим в лицо. Те же массовые зачистки, точечные ремувалы и блокеры есть у всех. Чтобы пробежать в лицо, нужно хорошо постараться. Часто чтобы убить противников боевыми повреждениями нужно захватывать тотальную доминацию над игровым столом, а если ситуация спорная, то игра превращается в бесконечное стояние. В этом случае неплохим решением было бы подготовить для себя альтернативный вин кондишен, к которому можно будет прибегнуть. Например, мы играем против лайфгейн колоды, в первые десять ходов оппонент накачал себе тысячу жизней и что с ним делать теперь? В таком случае, например, нам может помочь инфекция, Triumph of the Hordes может стать отличным финишером. Можно добавить в колоду и комбо победы, но не как основной способ победить, а как альтернативный. Curiosity в паре с Niv-Mizzet, Parun напрашивается само собой, но есть и более неочевидные варианты. Если есть доступ к синему и в колоде много мана камней, можно попробовать положить Isochron Scepter и Dramatic Reversal, но для этого нам нужно иметь возможность здесь и сейчас утилизировать бесконечную ману, чтобы выиграть. Thassa's Oracle и Leveler могут помочь в безвыходной ситуации, но к сожалению, по отдельности это две бесполезные карты. Я, например, клал в свою колоду на Atraxa, Praetors' Voice артефакт Magistrate's Scepter и чтобы победить мне достаточно было иметь возможность три раза использовать распространение за ход, чтобы получить бесконечные ходы. На сайте EDHREC есть раздел с популярными комбо, советую туда заглянуть.
Вопрос номер 3: чего боится наш архетип?
Собирая свою колоду задумайтесь о том, как можно наиболее эффективно захейтить ваш архетип. Например, реаниматору на Meren of Clan Nel Toth, или бродягам на Anowon, the Ruin Thief будет очень грустно, если кто-то изгонит все карты из всех кладбищ с помощью Tormod's Crypt или Ashiok, Dream Render. Комбо колода на Niv-Mizzet, Parun будет очень недовольна, если ей смилят Curiosity, Ophidian Eye и Tandem Lookout, ведь достать их из кладбища будет очень сложно, а побеждать без них долго и не надёжно. Какой-нибудь контроль на Talrand, Sky Summoner сильно пострадает от вражеского дискарда. Избежать таких ситуаций можно, если хорошо к ним подготовиться, ведь осознание проблемы, это первый шаг к её решению. Для начала можно просто запомнить, какие эффекты портят нам игру сильнее всего и не пускать их на стол, либо разбираться с ними в самую первую очередь. Ещё можно подстраховаться, положив в колоду карты взаимодействия с хейтом нашей стратегии. Например, из кладбища можно забирать карты с помощью Regrowth, или Noxious Revival, дискард, милл и изгнание нашего кладбища частично можно остановить, дав себе порчеустойчивость картами blossoming Calm и Leyline of Sanctity. Ну и контерспелы защитят вас практически от любых нежелательных эффектов, вопреки распространённому заблуждению, контры в казуальных играх должно быть достаточно и это нормально.
Заключение
Степень интерактивности вашей будущей колоды зависит только от вашего желания, можно положить в колоду пять - семь карт взаимодействия, а можно положить свой вин кондишен в командирскую зону, а колоду превратить в своеобразный тулбокс, где каждая карта будет работать не на нашу стратегию, а против стратегий оппонентов. Мне нравится нечто среднее, между этими двумя крайностями, ведь взаимодействие колод друг с другом это веселее, чем синхронное раскладывание пасьянса. Универсальную колоду в казуальном EDH собрать вряд-ли получится, поэтому нужно очень внимательно следить за локальной метой. И пожалуйста, уважайте чужое право собирать колоды так, как людям нравится, не навязывайте другим своё мнение. В данном тексте речь идёт о преконах и о казуальных колодах ценой в пятьдесят - сто долларов. Понятия эффективности и силы колоды тут своеобразные. Спасибо.