Популярное сообщение celestialserpent Опубликовано: 6 часов назад Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 6 часов назад Всем доброго времени суток, Данная статья посвящена не какой-то конкретной колоде, но, скорее, представляет собой попытку проанализировать особенности текущей cEDH меты в том виде, в котором она начинает вновь устаканиваться после сентябрьских банов. Цель данного анализа – разобраться со всеми новыми тенденциями и выбрать таки колоду на турнир 22 февраля. Перед тем, как перейти непосредственно к анализу, необходимо сделать ряд замечаний: Во-первых, в силу такого специфического формата изложения материала я буду вынужден периодически повторять уже сказанное. – Мне так и не удалось придумать вариант, при котором я смог бы этого избежать. Во-вторых, все нижесказанное, как обычно относиться исключительно к турнирной составляющей формата. В-третьих, если вы относитесь к числу людей, которые активно следят за форматом, то вряд ли вы найдете здесь для себя что-то новое. Данная статья – это скорее попытка систематизация уже известного, нежели попытки поисков нового. В-четвертых, все то, о чем пойдет речь в данной статье, является строго моим субъективным мнением, нисколько не претендующим на истину в последней инстанции. Эра флэша (никогда такого не было и вот опять!) Начать, на мой взгляд, необходимо с самого важного фундаментально изменения, произошедшего в формате. – Мы вновь вернулись в эпоху «флэша». Нынче, как и в те времена, когда в формате были одновременно легальны Flash и Protean hulk, победа одного из игроков может случиться не только в его или ее ход, но и в любой другой момент игры, например в респонс на вашу попытку выиграть. Как вы понимаете, это кардинальным образом меняет все игровые расклады. Так, например, раньше вы должны были либо, при наличии такой возможности, пытаться выиграть здесь и сейчас, либо ждать своего следующего хода и надеется, что никто из ваших оппонентов не только не сможет выиграть сам, но и не закроет возможность победы для вас. Теперь же, если у вас в руках Borne upon a wind и достаточно ресурсов, вы можете смело передавать ход и ждать подходящего момента. Однако, в отличие от того, что было раньше, есть ряд ключевых отличий: Во-первых, в случае с оригинальным Flash все было относительно предсказуемо. Сейчас же это может быть буквально все, что угодно, а не только Protean hulk с вариациями. Вы можете получить, например, Deafening silence в репонс на Ad nauseam, чужой Underworld breach в респонс на свой собственный или же Smothering tithe в респонс на колесо. Возможности буквально безграничны. Во-вторых, выигрывать на скорости мгновенного заклинания раньше умели, в основном, специфические колоды, как, например, Magda, brazen outlaw, Elsha of the infinite или Yeva, nature's herald. Ради этого они шли на серьезные жертвы при колодостроении (минимизация количества существ, в случае с Эльшой, или отказ от КА или манаразгона в слоте командира, в случае с Евой) или же требовали определенного сетапа (как минимум, наличие генерала в столе), то есть были, во-первых, эксклюзивными, а во вторых, предсказуемыми. Теперь же, они не только вездесущи – ведь только ленивый не играет борном или выдрой, так еще и почти всегда внезапны. В-третьих, если раньше поверх своей попытки победы вы могли получить чужой флэш и могли только попытаться это или отконтрить или как-то иначе остановить, то теперь вы сами можете попытаться выиграть на инстанте поверх чужой попытки выиграть поверх вас. Ну, или наоборот, оппонент, может попытаться выиграть поверх своей же предыдущей попытки. То есть сейчас довольно часто можно увидеть стек, когда поверх чужого сайденса лежит ваш борн, поверх которого лежит выдра третьего игрока итд. итп. Это, в свою очередь, ведет к тому, что игры сводятся к накоплению ресурсов и выжиданию удобного момента. А какая колода делает это в формате лучше всего? – Конечно же ТТ. Безусловно, так называемые «флэш-энейблеры» существовали и до этого (Leyline of anticipation или Vedalken orrery). Более того, и выбра и борн тоже присутствуют в формате уже довольно продолжительное время – почему же тогда я заговорил о них только сейчас? Дело в том, что, как и в случае с Silence-эффектами, «флэш-энейблеры» стали оказывать существенное влияние на мету только после того, как появилось достаточное количество достаточно сильных карт подобного толка. Иными словами, когда количество таки перешло в качество. В случае с «флэш-энейблерами» такой своеобразной «последней соломинкой» стало появление High fae trickster. Помимо сказанного выше нужно сделать еще ряд замечаний: Если для большинства колод возможность играть на скорости мгновенного заклинания – это «роскошь», то есть некая возможность, которая существует в дополнение к их традиционным стратегиям, то для некоторых – это необходимость. К таковым можно отнести РС (Rograkh, Son of Rohgahh / Silas Renn, Seeker Adept) и Zur the enchanter. Почти все линии победы через Necropotence или Necrodominance по понятным причинам требуют возможности кастить спелы на флэше. Так же, как и в случае с оригинальным Flash, возможность играть на скорости мгновенного заклинания существенно повышает котировки Force of negation, так как «драка» зачастую происходит в ход оппонента. При этом вездесущий флэш одновременно и усиливает и ослабляет Silence-эффекты. С одной стороны, они перестают быть «ультимативным» ответом на чужую попытку победы. Ведь, при наличии достаточного количества ресурсов, сделать это можно и «поверх сала». С другой стороны, возможность выиграть в чужой ход также означает, что silence, сказанный в ход оппонента, чтобы остановить его победу, все еще может защитить вашу собственную. Бесконечность не предел! На первый взгляд, может показаться непонятным, что же объединяет три вышеприведенные карты. А, между тем, каждая из них является частью комбы на бесконечную ману. Так, черная белка позволяет изгнать Devoted druid из кладбища и создать еду, которая может давать бесконечную зеленую ману. Retraction helix выходит в инфинит в сочетании с вышеупомянутым Valley floodcaller и манапозитивным камнем. А Eternal witness – c Gaea's cradle и Snap. Тут некоторые из вас вполне могут усомниться, а не заболел ли я часом. И действительно - мало ли было способов, позволяющих «сломать» Devoted druid, да и как можно всерьез в 2025 году говорить о трехкарточных комбах в формате, где легальны брич, оракул и тошнота! В случае с белкой и друидом все дело в том, что данный способ является, по сути, однокарточным. – Survival of the fittest позволяет найти и друида, и белку, отправив, при этом, друида на кладбище. Если же друид у вас в столе, то Eldritch evolution отправит его в грейв и поставит белку в стол, а Neoform сделает то же самое, но через промежуточную ступень в виде Eternal witness. То есть, по сути, эта комба «вынуждает» вас играть всеми теми картами, которыми вы и так хотите играть в подобного рода колодах. Более того, в отличие от многих других карт, которые комбятся с друидом, белка имеет ряд весомых преимуществ. Во-первых, она также хорошо взаимодействует в другими существами, имеющими активируемые способности (как, например, Ranger-captain of eos или, внезапно, Kiki-jiki, mirror breaker). Во-вторых, создаваемая ей еда не страдает от эффекта болезни вызова. И, в третьих, белка не требует, чтобы друид или другое существо, которые вы хотите ей изгнать, находилось именно на вашем кладбище, а не, скажем, кладбище вашего оппонента. На мой взгляд, именно белка вновь вывела ТТ в первый тир колод. Swift reconfiguration и, в некоторых случаях, Machine god's effigy идут скорее «вдогонку», делая и без того консистентную колоду еще плотнее. В случае с друидом, белка стала той последней соломинкой, какой стал High fae trickster для «флэш-энейблеров». С Retraction helix все еще интереснее, хотя, казалось бы, куда уж. Во-первых, у него есть функциональный аналог – Banishing knack, манапозитивных артефактов в колоде также сильно больше одного, что уже делает данную комбу интересной с точки зрения колодостроения. Во-вторых, хоть комба и требует, чтобы выдра, которая, собственно, и делает все это возможным, благодаря второму абзацу своего текста, вышла из сикнеса, однако, как вы вероятно помните, она же раздает еще и флэш всем вашим несуществам и сама, при этом, ставится на скорости мгновенного заклинания. Это, в свою очередь, означает, что теперь вы можете либо частично засетапить свою победу в ход противника. Либо, если вы растапались с выдрой, передать ход и выйти в инфинит в респонс на любой чих оппонента. В-третьих, основная комбинация требует от вас только наличия синего цвета в колоде. На практике, это означает, что такие колоды, как, например, Малкольм/Тевеш становятся резко интереснее, так как у них появляется доступ к комбе на бесконечную ману со значительным запасом «реданданси», и, при этом, состоящим из карт, которыми вы и так хотели бы играть. То же самое можно сказать и про сочетание Eternal witness / Gaea's cradle / Snap. Да, это комба из трех карт. Но опять же, ни одно из этих карт не стыдно положить в колоду, так как все они, так или иначе, либо хороши сами по себе, либо могут выполнять важную роль в других комбо линия. А, при игре за «контроль» вам зачастую важнее качество ваших карт, а также то, насколько сочетаются куски из разных наборов между собой (то, что принято по-английски именовать «layering»), нежели то, как легко и оперативно собирается победная комбинация. С другой стороны, такая «плотность» комбо карт позволяет вам, при определенном раскладе, ход за ходом пытаться закончить партию своей победой, что, собственно, современные ТТ и делают. Войны клонов В большинстве случаев формат претерпевает существенные изменения вследствие появления новых или же запрета старых карт. Однако, как показала практика, это далеко не всегда именно так. Когда вы решаете, стоит ли оставлять руку или нет, если вынести за скобки возможность победы на первый ход (так называемый «голдфиш»), вы, прежде всего, оцениваете возможность получения источника преимущества по картам, также известно как «card advantage» или КА. Конечно же, желательно не просто получить преимущество по картам, но и получить его как можно скорее, и тут в дело вступает так называемый манаразгон. То есть, в идеале, в своей руке вы хотели бы видеть источник КА и быструю ману. Однако, если получить и то, и другое одновременно не получается, то предпочесть стоит все таки именно первое. Руки только с манаразгоном могут позволять себе оставлять колоду, имеющие источник дополнительных карт в коммандной зоне. Да и то, как показала практика, редко какой генерал может по-настоящему сравниться с классическими титанами КА. На данный момент наилучшими вариантами получения преимущества по картам в формате являются Rhystic study, Mystic remora и, если верить статистике, Esper sentinel. Я неустанно повторял и, видимо, буду повторять, что неотвеченные ристики и рыбы выигрывают игры. Это было справедливо десять лет назад, это остается верным и по сей день. Если и есть карты, которые «определяют» мету, то это без сомнения они. Как вы понимаете, из этого вытекает ряд интересных следствий, которые необходимо учитывать при построении колоды. Они достаточно очевидны. Чтобы максимизировать вероятность получения источника КА как можно раньше по ходу партии ваша колода должна содержать: · Все лучшие играбельные источники КА в цвета (Rhystic study, Mystic remora, Esper sentinel); · Все их лучшие играбельные ослабленные функциональные аналоги (The one ring, Archivist of Oghma, Pollywog prodigy); · Все лучшие играбельные тютора (Vampiric tutor, Enlightened tutor, Demonic tutor etc); Все это в совокупности и позволяет консистентно интсаллировать источники КА на первый – второй ход. Собственно, именно эта консистентность, на мой взгляд, и является ключем к пониманию того, почему нынешнюю мету называют «адом мидренджей». – Упрощенно говоря, так как «победа» в формате состоит минимум из определенных двух (с оговорками) карт, не имеющих или почти не имеющих функциональных аналогов, то проще сделать ставку на другое и максимизировать шанс получения того, что эти аналоги таки имеет. Иными словами, проще найти, инсталлировать и защитить один единственный условный ристик, нежели сделать то же самое для условного оракула с консультацией. Тем более, что сEDH лишь кажется однородным. Несмотря на кажущееся единообразие угроз и ответов, за игровым столом вас может ожидать буквально все, что угодно. Источник КА позволит не только лучше реализовать ваш собственный план на победу, но и ответить на угрозы, предъявляемые вашими оппонентами, нежели любой другой кусок комбы, который будет лежать у вас в руке мертвым грузом Далее начинаются чуть менее очевидные соображения. Во-первых, границы «играбельности» тех или иных карт определяются не только их эффективностью, но и общей стратегией колоды, а конкретнее – ее генералом. Так, например, Consecrated sphinx в том же Kinnan, bonder prodigy намного более «играбелен», нежели где бы то ни было еще, просто потому, что благодаря пассивной способности генерала сфинкс как бы стоит всего «три маны». А Smothering tithe в колоде, которую вознглавляет Marneus Calgar, как когда-то Dockside extortionist у Korvold, Fae-Cursed King, – это не только мана, но еще и карты. Таким образом, генерал также может повысить вероятность получения вами хорошего источника ка, улучшив «матиматику» вашей колоды. Есть еще и «во-вторых», о котором, в отличие от «во-первых» стали задумывать совсем недавно. Как мы выяснили, если ваша цель – побеждать много и часто, то, скорее всего, в каждой партии из раза в раз есть вы будете мулиганиться до реморы/ристика/сентинеля, их более слабых аналогов или тютора за ними. И, а вот тут и начинается пресловутое «во-вторых», если ваши оппоненты, придерживаются аналогичных вам целей, они, с высокой вероятностью, будут делать то же самое! Это, в свою очередь, означает, что велика вероятность того, что хоть один из игроков за столом таки справится с поставленной задачей, то есть найдет и поставит пресловутый ристик или рыбу. И, если это, так, то мы можем не просто принимать это к сведению и готовиться отвечать на это, но и воспользоваться для продвижения своей собственной стратегии! Ристик и Ремора играют в этом формате почти с самого его появления, но только сейчас коллективный разум сообщества дошел до того, чтобы массово начать играть такими картами как Copy enchantment, Steal enchantment и Mirrormade. Казалось бы, подобное решение лежало на поверхности, но чтобы прийти к нему понадобилось долгих 15 лет и гений Эвана Пирса (более известного под ником FreedomWaffle), который недавно в очередной раз занял первое место в турнире на 256 человек, на этот раз, на Кинане. Послушать ход мыслей самого пилота и декбилдера вы можете здесь. Так как главной проблемой данной колоды всегда была быстро пустеющая рука, получение КА имеет здесь первостепенное значение. Для Кинана данное решение особенно актуально, так как у нас отсутствует доступ к универсальным черным тюторам, поэтому мы вынуждены выправлять математику увеличением количества функциональных аналогов за счет добавления подобных эффектов. Причем, если, помимо клонов, мы сами поднимем ристик, то получаемый нами адвантаж также удвоится. Как вы понимаете, подобное решение придется ко двору не только в Кинане, но и практически в любой синесодержащей колоде, как например, Тивит, Тимна/Краум или те же Тимна/Трасиос. – Сплошные плюсы со всех сторон. Таким образом, как бы парадоксально это не звучало, после бана Dockside extortionist, эффекты копирования в формате не только не исчезли, но наоборот, получили большее распространение и вариативность. И хотя копировать существ не перестали – теперь бои идут зачастую за орков, - активно начали использовать эффекты копирования артефактов (Copy artifact) и чар. А при выборе карт в колоду стали отдавать предпочтение тем, которые способны копировать более одного типа перманентов (Mirrormade, Clever impersonator). Тяжелый контроль «Ваня, побойся бога, ну какие, к черту, врасы! Тебя что казуалы покусали?!» - возможно, праведно возмутитесь вы. На что я отвечу – «Какая мета – такие и контроли». После бана Dockside extortionist и Mana crypt зеленый цвет, даже несмотря на продолжающееся повальное засилье Orcish bowmasters, начал активно навёрстывать упущенные годы своего вынужденного бездействия. И если раньше сказать врас означало в девяти из десяти случаев отдать победу следующему игроку, то сейчас велика вероятность, что оппоненты не успеют восстановить свою «экономику» до вашего следующего хода. Более того, зеленым колодам, просто в силу особенностей своего дизайна необходимо играть «от стола», а потому врасы вновь стали тем инструментом, который может помочь контролям восстановить паритет по силам. Из-за общего замедления формата, партии довольно часто уходят в мид или лейт, что, в свою очередь, означает, что становится все сложнее и сложнее корректно оценивать, какие именно из карт оппонентов представляют наибольшую угрозу. Поэтому возможность «упростить» бордстейт столь ценна. Ведь, иногда проще разрубить гордиев узел, нежели развязать его. Тем более, когда существуют колоды, которые способны этим воспользоваться на максимум. Конечно же, речь о Tivit, seller of secrets. После бана Mana crypt и Jeweled lotus практически все предрекали колоде скорый «уход на покой». – Очень уж сомнительно смотрелся генерал за шесть ман на фоне рограхов и трасиосов. Практика же, как водится, показала прямо противоположное. Философия колоды претерпела существенную перестройку. – Вместо того чтобы стремиться выставлять генерала как можно раньше и начинать получать с него адвантаж, на Тивита стали смотреть как на часть комбоаута. То есть колодой перестали играть как турбо пушкой или мидренжем и начали играть как эспер контролем, которым Тивит, по своему дизайну, и является. На практике это означает, что из колоды убрали множесво двух и трехмановых существ и заменили их некричевыми кусками стакса, источниками КА и врасами. Получился очень эффективный ответ на широкие столы трасиосов и кинанов формата, что и было доказано, когда Тивит занял первое место недавнем крупном японском турнире. Почему я вообще обратил внимание на этот момент? Все дело в том, что впервые за долгое время в формате, в рядах тир 1 колод, появился не очередной стакс, мидрендж или турбо, а полноценный тяжелый контроль в классическом его понимании с очень неплохим уровнем конверсии в топы турниров, что не может не радовать ценителей подобных стратегий. Другой взгляд Все вышеизложенное относилось к текущей парадигме формата, то есть командирам, которые на данный момент считаются тир 1 в формате. Однако, ежегодно, помимо всем известных и, возможно, поднадоевших Кинанов, Тимн, Краумов и Трасиосов, выходит масса новых легендарных существ, значительная часть которых остается недоисследованной. Те же Таям и Тивит продолжали бы пылиться на полке, если бы, в какой-то момент, не появился пилот с подходящим видением, который доказал, что этим тоже можно консистентно выигрывать. Тот же Ral, monsoon mage вполне может стать лицом нового UR шторма. – С одной стороны, он делает буквально то же самое, что и бараль, то есть удешевляет твои спелы, что всегда ценилось High tide стратегиями. С другой стороны, Рал является еще и аутлетом под высокий штормкаунт, позволяя раз за разом разыгрывать при помощи его способности мини Mind's desire. Также, никогда не стоит забывать, что не только новые легендарные существа, но и даже самые обычные карты способны поменять расстановку в формате, ведь с их появлением старые полузабытые колоду начинают играть новыми красками. Например, многие игроки представляют, как работает Inalla, Archmage Ritualist. Главная линия победы в этой колоде – условно однокарточная комба со Spellseeker. Есть еще ряд побочных вариантов, однако большинство листов играют минимумом других волшебников. – Все подчинено консистентной реализации основного плана на игру. Однако, возможно появление других дешевых волшебников, таких, как, например, Thunderclap trainer, могут сделать ту же Иналу более гибкой и, как следствие, привлекательной для игры на турнире. А сколько еще таких незаметных улучшений старых архетипов появляется с каждым новым выпуском? На данный момент в формате большинство признанных колод имеет довольно высокий уровень силы. Редко появляются новички, способные состязаться с Кинанами, ТК, ТТ и РС. Последним таким примером был Nadu, Winged Wisdom. Следующим может стать, например, Hashaton's scarab fiest. Так исторически сложилось, что в формате нет реаниматора в классическом понимании этого слова. Данное обстоятельство, скорее всего, является следствием сложности с «закапыванием» больших существ. Ближайшие «аналоги» – это собственно Кинан, Таям и та же Инала. Первых двух объединяет тот факт, что их способность фактически и находит существо/перманент, и ставит его в стол. Инала также со Spellseeker находит и способ его отправить в кладбище (Culling the weak), и способ вновь поднять его (Reanimate). На данный момент трудно предположить, насколько Хашатон сможет переломить данную тенденцию, однако, уже на данном этапе, очевидно, что, у него есть ряд очевидных преимуществ: Во-первых, Хашатон – это эспер командир, а эспер – это одно из сильнейших на данный момент сочетаний цветов в формате. Во-торых, Хашатон стоит всего две маны, то есть легко ставится, легко переставляется и легко активирует бесплатные командирские спелы, типа Fierce guardianship. В-третьих, способность хашатона работает на инстанте, что, в частности, означает возможность победы на инстанте при наличии дискард аутлета. – Достаточно порезолвить условный Tainted pact, подискардить Thassa's oracle и поднять его способностью генерала. В-четвертых, Хашатон поднимает существ, как 4/4 зомбей, то есть те же Esper sentinel или Pollywog prodigy, которые выйдут с его способности, будут требовать доплатить 4 маны или дроваться за спелы с кмк меньше четырех соответственно. И это лишь верхушка айсберга. Как мне представляется, все упирается в наличие достаточного количества дискард аутлетов. Часть из них очевидна уже сейчас – это Psychic frog, Ledger shredder и, конечно же, Lion's eye diamond. Последний так вообще не только дискардит нужное с руки, но еще и дает ману на активацию способности генерала. При голдфише это, например, Consecrated sphinx или Hoarding broodlord на первый ход. – Почему бы и нет. Заключение Надеюсь, вам хоть немного помогли эти заметки по текущему состоянию формата. Если пытаться кратко набросать общую картину, то я вижу ее так. Во главе нового «постбанного» формата встали ТТ и ослабевшие, но не сдавшиеся ТК. ТТ получил новую жизнь с баном доксайда и выходом белки, но ТК, благодаря бричу, все еще лучше умеет закрывать игры, нежели ТТ. Быть быстрее ТК и ТТ пытаются РС, «больше» - Кинан, контролировать и зачищать стол – Тивит, а «паразитирует» на всем этом великолепии, как обычно, Сисей. В свете всего вышесказанного, мой вам совет – идите либо тем, чем у вас больше всего наигрыш и к чему лежит душа, либо тем, чего уж точно никто не ждет, типа Хашатона. До встречи турнире! Ссылки на предыдущие статьи Статья первая: Кинан начинает и выигрывает... Статья вторая: Жадность - это зло? Статья третья: Back with a vengeance! Статья IV: Т значит Тимна Статья V: Catch-22 Статья VI: Гриксис кор в cEDH Статья VII: cEDH - эпоха перемен 17 1 1 3 6 3 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Shurikat Опубликовано: 5 часов назад Поделиться Опубликовано: 5 часов назад (изменено) Спасибо, было интересно почитать! Играть во все это я, конечно, не буду. 11 февраля на викли мтг Гэвин Верехи расскажет что-то про коммандер, возможно брэкеты, но банов-анбанов не объявят. Ссылка на источник с тайм-кодом Изменено 5 часов назад пользователем Shurikat 1 1 1 2 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас