Популярное сообщение Nazar Опубликовано: 24 мая 2019 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 (изменено) Эта статья вот о чем: Зачем вам нужен сайдборд Как им пользоваться Что при составлении и использовании сайда важно, а что не очень Как выбрать карты и как выбрать, вместо чего их положить Как адаптироваться к незнакомой ситуации в условиях ограниченных ресурсов Как читать чужие сайдборд гайды В общем, эта статья обо всем, что нужно знать, чтобы любой сайдборд гайд, который вы прочтете, был для вас полезен. Никакой лирики, отвлеченных размышлений, дурацких комментариев и картинок! Только сухая теория и примеры, только хардкор (с). Начнем с главного. Что такое сайдборд и зачем он нужен? Вопрос не такой тривиальный, каким может показаться. Сайдборд - это, прежде всего, ваш инструмент декбилдинга, исопльзование которого позволяет создавать синергичные колоды и при этом не проигрывать волшебству парингов\кубика\синглтонов. В последние годы магии значение сайдборда в матче значительно уменьшилось практически во всех форматах, так как сила и универсальность отдельных карт потихоньку превращают МТГ в игру о мидренджах, где ваш основной враг - это математика. Представьте себе мир, в котором вы в легальном кардпуле просто не имеете карт, достаточно универсальных, чтобы положить их в мэйн. При этом в метагейме у вас не одна и не две, а четыре-пять разных стратегий. Такое раньше встречалось на каждом шагу. И, зачастую, вы обнаруживали себя в ситуации, когда в 75 картах у вас нет ответа на важную угрозу просто потому, что этого ответа вообще нет в цветах в формате. Сейчас с этим немного проще. Вовсю встречаются дизенчанты, которые запросто можно положить в мэйн. Есть универсальные угрозы, которые сплешем закрывают часть матчей. Ответы буквально на все в общем-то и не нужны, потому что итак все хорошо. В таких условиях парадигма сайдбординга достаточно сильно меняется. И если раньше в сайдбордах лежали по 3-4 копии ответы на важные угрозы формата, мэйном на которые ответить не получалось, то сейчас композиция сайдборда в основном строится вокруг ответов\угроз, направленных на борьбу с определенными архетипами колод. Сравните: Сайдборд здорового человека 2002г: 4 hull breach 3 kavu chameleon 3 simoon 3 blood oath 2 hurricane Сайдборд курильщика 2019г.: 1 Enter the God-Eternals 1 Liliana, Dreadhorde General 3 duress 2 Oath of Kaya 1 Narset, Parter of Veils 2 The Elderspell 3 Thief of sanity 1 Unmoored ego 1 Despark Основная задача сайдборда сегодня - это трансформация игровой линии и подстройка под план оппонента с учетом того, что вам нужно сделать матч лучше. Поэтому важно не класть в сайдборд карты, которые вы будете сайдить в хороших матчах. Лучше положите что-то универсальное, что можно будет использовать для трансформации геймплана и в плохих матчах. Как нетрудно догадаться, создание и использование такого сайдборда гораздо сложнее, чем просто положить 4 naturalize и посайдить их против opposition. При этом, в игре возникают совершенно нетривиальные плей-паттерны, которые нужно не только иметь в виду, но и использовать самому, если вы хотите добиться победы. Какие паттерны? Вот пара примеров: Оппонент тоже использует сайдборд-план, к которому вы должны быть готовы. Пост сайд будет отличаться в большинстве случаев от того, что вы видели в первой (как, например, может трансформироваться Нексус из комбы в мидрендж с гигантскими мужиками). Уровень внутренней сложности игры повышается постоянно, и в сайдбордах оппонентов всегда будут карты с необычными взаимодействиями. Часто вы даже не вспомните, что такие карты и взаимодействия есть, пока не увидите все это в игре (как, например, новый Ашиок в мирроре фениксов может успешно копать себе фениксов, изгоняя вашу помойку каждый ход). Даже не принимая в расчет очень большое количества текста на всех легальных в тип2 картах магии, сайдбординг сегодня - это нетривиальная задача, требующая от вас понимания правил, знания кардпула и досконального понимания принципов работы вашей собственной колоды и самых популярных архетипов. Подытожим: Сайдборд сегодня нужен для создания альтернативных планов, а не просто для ответа на чужие угрозы. Не кладите в сайдборд карты, которые улучшают хорошие матчи. Это бессмысленно. Трансформируйтесь! (с) Придумывайте необычные плейпаттерны - это поможет вам с собственным сайдом и даст больше шансов против креативных оппонентов! Сыграйте хотя бы несколько матчей всеми популярными колодами в формате. Без этого невозможно эффективно использовать собственный сайдборд. В качестве бонуса предложу вам всегда играть драфты\силеды на релизе, так как это самый простой способ получить базу знаний о том, как работают всякие непонятные карты, редко попадающие в 75 констрактеда. Что такое сайдборд гайд? как его составить самому и как использовать чужие? Цитата В идеале, ваш сайдборд гайд должен выглядеть вот так: Матч 1: ключевые карты постбоард: А, Б, В… Возможные планы оппонентов: Г, Д, Е… Удачные связки: Г-Б, Д-А, Е-В. На что обратить внимание пребоард, чтобы правильно выбрать: Ж, З, И.. Матч 2:... Создать такую систему не так уж просто. Вам нужно не только наиграть тонну матчей, но и хорошо представлять, о чем вообще речь в каждой постсайд сборке. Еще сложнее поделиться таким сайд планом. Это может казаться контр-интуитивно, но чем более подробную систему представляет ваш сайдплан, тем сложнее ее на самом деле применять другому человеку. Дело здесь в том, что у каждого игрока существует собственная система оценок ситуаций и карт. И чем больше вы играете конкретный формат, тем больше силлогизмов в вашей системе тонут в объеме информации. Представьте себе (простенькое семимерное пространство (с)) нейронную сеть с прямо передачей информации (вот тут можно почитать подробнее ) - примерно так работает ваш аналитический аппарат, когда вы пользуетесь сайдпланом. Но из-за специфики организации мышления, большая часть людей “проглатывает” промежуточные звенья, которые мозг встречает достаточно часто. Это приводит к, на первый взгляд, необоснованным выводам, которые для автора системы очевидны. Как пишут нейробиологи, целостное восприятие в нормальном состоянии вообще очень редко встречается. Тут, наверное, будет уместно сравнение с индивидуальной ментальной или интеллект картой (вот тут можно почитать). Пока эта карта у вас в голове, ходить по ней можете только вы. И чтобы научить другого человека делать это с похожей эффективностью, вам нужно не просто передать все цепочки взаимодействий, но и каким-то образом передать все условия и критерии, которые субъективны, очевидно. Если вам все это кажется слишком сложным и лишним, то вот вам конкретный пример: Скрытый текст В своей недавней статье холоффеймер Мартин Юза написал подробный гайд по монореду, которым он взял топ1 мифика в бо3. В статье присутствует такой абзац: Цитата 2 Rekindling Phoenix: This card got much worse in a world of Teferi, Time Raveler, but I still like it against decks with either little removal for it or decks that don’t play Teferi or Lava Coil. I bring it in against Sultai, White Weenie, and Esper decks. на первый взгляд, написана откровенная глупость. Так как большая часть Эсперов, которые в метагейме присутствуют, (https://www.mtgtop8.com/compare , https://www.mtgtop8.com/compare ) играют и пре-сайд и пост-сайд Угинами и Контемптами, а виня играет плейсетом трибуналов. Все это ответы на феникса, которые вряд ли отсайдят против монореда, учитывая спектр угроз. В чем же дело? Дело в том, что Мартин наиграл своим моноредом три миллиарда матчей, и прекрасно понимает, что: а) у вас мейном слишком много карт, которые хочется отсайдить б) ваши угрозы, требующие контемпта\трибунала (чандра, феникс, френзи) настолько многочисленны, что лучшая стратегия против 2-3 контемптов - это перегрузить ремувал, т.е. создать столько угроз, чтобы у оппонента физически закончился ремувал в них. Но об этом в его гайде как то ни слова. Почему? Потому что для его системы оценки ситуаций все это базовые и очевидные вещи. Что нам вообще дает тезис о наличии индивидуальных ментальных карт и практической сложности использования даже крайне подробных СБ гайдов? Гайды от хороших игроков надо всегда читать и использовать крайне осторожно. Если у вас есть свои мысли, и они кажутся вам вернее, потому что вы лучше понимаете матч, как вам кажется, или вовсе не понимаете, почему автор гайда что-то делает - делайте по своему. Это даст вам больше гибкости и позволит избежать ситуаций, когда вы не знаете что делать. Итого: Старайтесь создавать сайд-гайды самостоятельно. Да, для этого нужно много времени, но результат этой сборки будет впечатляющий, даже если вы недавно играете в магию и не имеете столько опыта, сколько условный Юза. Поверьте на слово. Еслиу вас нет времени\желания\возможности создать сайд-гайд самому, а колода кажется вам лучшим чойсом на турнир, берите чужой гайд с оглядкой. Основная задача - точно знать, зачем и почему каждая карта там лежит, и как вы будете ее использовать. Как трансформировать свой план? Что отсайдить? Как не попасть в ловушку оверсайдбординга и контрсайдбординга (и что это такое)? Трансформация ваших планов обычно работает следующим образом: в любой колоде есть “блоки” карт, выполняющие определенную роль. Скажем, ремувал, угроза-существо, кард-адвантаж и т.д. Набор этих блоков определяет вашу стратегию на матч. Для того, чтобы трансформироваться, необходимо: а) оценить свой пресайд план относительно возможного сайда оппонента, найти слабые стороны. б) подумать, каким образом вам будет легче всего довести партию до победы. в) выбрать наиболее слабые “блоки” и заменить их на нужные. Звучит банально, но так и должно быть. Практические объяснения должны быть простыми и короткими, иначе их невозможно использовать, как мы могли убедиться. Давайте остановимся на конкретном примере из тип2: Скрытый текст Вы играете Эспер героем... Esper Hero LANDS 4 Drowned Catacomb 3 Glacial Fortress 4 Godless Shrine 4 Hallowed Fountain 4 Isolated Chapel 1 Plains 1 Swamp 4 Watery Grave CREATURES 4 Basilica Bell-Haunt 4 Hero of Precinct One 4 Thief of Sanity INSTANTS and SORC. 2 Duress 1 Enter the God-Eternals 3 Mortify 4 Thought Erasure 3 Tyrant's Scorn 1 Vraska's Contempt OTHER SPELLS 2 Oath of Kaya 3 Teferi, Hero of Dominaria 3 Teferi, Time Raveler 1 Ugin, the Ineffable Sideboard 2 Despark 2 Dovin's Veto 1 Duress 2 Enter the God-Eternals 2 Hostage Taker 1 Liliana, Dreadhorde General 2 Narset, Parter of Veils 2 The Elderspell 1 Vraska's Contempt ... против УГ нексуса... Blue-Green Nexus LANDS 2 Blast Zone 4 Breeding Pool 6 Forest 4 Hinterland Harbor 6 Island 3 Memorial to Genius INSTANTS and SORC. 2 Blink of an Eye 1 Callous Dismissal 4 Chemister's Insight 4 Growth Spiral 4 Nexus of Fate 4 Opt 4 Root Snare 1 Sinister Sabotage OTHER SPELLS 1 Narset, Parter of Veils 3 Search for Azcanta 3 Tamiyo, Collector of Tales 4 Wilderness Reclamation Sideboard 3 Arboreal Grazer 2 Biogenic Ooze 2 Crushing Canopy 2 Kraul Harpooner 2 Murmuring Mystic 1 Narset's Reversal 3 Negate ...первую вы проиграли закрутке, но оппонент успел рассмотреть героя и вора, так что он плюс-минус в курсе, чем вы играете. Стоковые нынче Нарсет, дюрессы и вето, очевидно, будут оппонентом предсказаны с высокой долей вероятности. На дрове, скорее всего, УГ нексус трансформируется в мидрендж , посайдив мистиков, узей и гарпунеров, пытаясь противостоять вашему стоковому плану, т.к. ни дюресс, ни вето, ни нарсет вашим существам особенно не мешают. Более того, что мы уберем, чтобы посайдить дискард и контру? Вряд ли угрозы. Скорее ремувал, оставив мортифаи, как ответ на рекламацию. В такой ситуации есть две классических ловушки, упомянутые выше: а) нельзя оверсайдбордиться в ответы. Тем более на ходе, так как если вы не сможете создать давления, то никакие дюрессы вам не помогут. б) нельзя трансформироваться в “ответ комбе”, так как получить контрсайд очень просто, и тогда вы будете сидеть со своими вето против 10 журавлей\слизей. Так как быть? Однозначного ответа, конечно, не существует. Но если бы я составлял план на сайдборд в этом матче, я бы сделал вот так: Ключевые карты пост боард: вор, мортифай, маленький тефери, нарсет, узя. мистик, тамие. Варианты кросс сайда оппонента: мидрендж с мужиками и волекрами; комба на большом количестве земель, прикрывшись негейтами и реверсалом в вето; быстрая комба без прикрышки. Варианты сайда: на ходе я бы посайдил две нарсет и дюресс, имея в голове план поставить раннего волкера, прикрывшись дюрессом или вором, разрушив план оппоненту. Отсайживать нужно скорн, как самую бесполезную карту в матче. Также стоит подумать над заменой входа богов на Контемпт. На дрове добавим два вето, убрав клятвы. А контемпты поменяем на деспарки. Логика тут примерно такая: если вы на ходе, оппонент, скорее всего, будет играть в мидрендж, и своевременный контемпт при ранней угрозе должен выиграть нам партию. Нарсет\тефери, прикрытые дюрессом, помогут не проиграть случайному контрсайду в комбу. На дрове стоит иметь больше ответов на раннюю Тамие, прикрытую негейтом. При этом остальная часть плана сохраняется. Вы вполне можете не соглашаться с любой оценкой ситуаций, карт, сайдпланов и так далее. Это вобоще основа декбилдинга и сайдбординга - иметь собственное мнение. При этом базовая теория никуда не денется. Давайте подытожим: Всегда отдавайте себе отчет в возможностях оппонента. Никогда не разрушайте свой наступательный план. Если вы не можете найти границу - почитайте классику: http://www.starcitygames.com/magic/fundamentals/3692_Whos_The_Beatdown.html Имейте бэкап план. Если у оппонента есть одна карта, у которой вы не можете выиграть без синглтона из своего сайда - сайдите ее обязательно. Надеюсь, что статья эта была вам полезна. Думаю, она поможет лучше представлять процесс создания и использования сайдборда. Если у вас будут вопросы, задавайте их прямо здесь, в комментариях. Мы постараемся ответить. Ну и хороших всем магических выходных!) ______________________________________________________________________________________________________ Bonus Q&A. Как быть с тоннами сайдборд гайдов от крутых Про? Можно ли просто их использовать? Разумеется. Даже если вы не хотите\не можете досконально разобраться, что и зачем, - поверьте на слово опытному пилоту. Это сэкономит вам много времени, но даст процентов 50-60 от возможного результата. Это больше, чем ничего. Какие плюсы, минусы, подводные камни (с)? Нужно стараться думать и адаптировать подход любого самого крутого Про под то, что вы видите в первой и второй партии. Без этого любой думающий пилот переиграет вас на этапе принятия решений о стартовой руке. Я очень люблю синглтоны и крутые карты (я Тимми), они реально хорошо работают 146%. Как мне положить их в сайдборд? Главное, будьте честны с собой. Если ваша цель - выиграть турнир, подумайте трижды, прежде чем использовать коварный синглтон или пет-карточку. Вполне возможно, одной копии нужного ответа не хватит вам для заветного топ-8. Я выиграл первую, но во второй оппонент показал мне big fury monster, и я не справился его (прочитать) обыграть. Как быть в третьей? Лучшим решением в любой непонятной ситуации будет выбор роли битдауна. Особенно на ходе. Снизьте курву, и сделайте упор на максимум угроз. Сайдборд гайд от популярного игрока кажется мне плохим, потому что мой опыт говорит о других качествах определенных карт. Но всем он нравится, и популярно применяется. Как быть? Если у вас есть время, проведите серию тестов, беря случайные 6 карт и добавляя в них седьмую ключевую, о которой у вас разные точки зрения. И все встанет на свои места. Если такой возможности нет, быть оригинальным (особенно, если это основано на опыте) - большое преимущество в любом турнире. При условии, что вы не делаете откровенных глупостей, конечно. Поддержать автора! Изменено 28 мая 2019 пользователем basilis 4 6 21 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Shursh Опубликовано: 24 мая 2019 Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 (изменено) Назар, у меня важный вопрос, это статья-эскпромт "после вчерашнего" или заранее готовили? алсо: 3 kavu hchameleon Изменено 24 мая 2019 пользователем Shursh Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Кирдман Опубликовано: 24 мая 2019 Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 Спасибо за статью! очень мало про велосити и инвентабилити :( 1 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazar Опубликовано: 24 мая 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 @Shursh в планах стояла давно,ю. Вчера был неплохой триггер, добавились актуальные примеры. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Shatalkir Опубликовано: 24 мая 2019 Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 (изменено) 2 часа назад, Nazar сказал: Но об этом в его гайде как то ни слова К слову, не совсем, он все-таки написал 2 часа назад, Nazar сказал: but I still like it against decks with either little removal for it or decks that don’t play Teferi or Lava Coil Отличная статья, спасибо. Единственное, чего не нашел - учет плея/дрова при сайдборде (в примере упомянут, но хотелось бы больше), для некоторых дек это важный момент. Изменено 24 мая 2019 пользователем Shatalkir Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazar Опубликовано: 24 мая 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 @Shatalkir хорошая иллюстрация наличия индивидуальных ментальных карт. Просто для меня плей-дро ресайд само-собой разумеющиеся вещи и я забыл про это рассказать подробнее. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Empty Опубликовано: 24 мая 2019 Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 Лучшее вложение денег в магию-это подписка сюда, спасибо за знания! Сейчас наблюдается тенденция, что большинству игроков приятнее играть бо1,даже на бумаге турниры появляются подобные. Является ли это угрозой для бо3 формата и сайдбордингу? 1 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nazar Опубликовано: 24 мая 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 24 мая 2019 @Empty мне думается, что мой прогноз юудет сродни прогнозам цен на нефть:) т.е. я могу базис под оазис подогнать, но правдивость прогноза все равно будет под вопросом. Тем не менее, фьючерсов фойловых можно и продать. я не думаю, что бо3 исчезнет. Без сайда в типе нужны хорошие кантрипы, чтобы значительная часть партий была не совсем односторонней, а на это wotc не пойдут, я думаю Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения