Популярное сообщение amarto Опубликовано: 9 декабря 2019 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 9 декабря 2019 Магия - это игра про то, как могучие волшебники кастят эпические спеллы, а потом выигрывает все равно тот, кто раздал на первый ход Elite Vanguard. Силу мечей в мире магии очень долго недооценивали, а некоторые и сейчас это делают, хотя баланс спеллов и существ давным-давно сдвинулся в сторону существ. Но в драке на железках выигрывает не тот, у кого железка длиннее, а тот, кто умнее и лучше подготовлен. Толпу людей с оружием превращают в грозную силу дисциплина и координация, поэтому сегодня я хочу рассказать о том, как на картах магии отражены разные этапы развития военного искусства и чем типы существ warrior или berserker отличаются от типов soldier и knight. Статья получилась довольно длинной, и поэтому редакция решила разбить ее на все части, в первой из которых мы посмотрим на эволюцию от древнейших времен, а во второй пройдемся по примерам рыцарей в фуллплейтах, воинским званиям и Mizzium Tank-ам. Добро пожаловать в армию! Начнем с очевидного: в Магии есть кричетайп “Army”. Он был создан для “Войны искры” как часть механики amass, создающей армию зомби Никола Боласа. Довольно уныло, но уж что есть - то есть. Зато, кстати, легально в стандарте, и некоторыми картами даже можно попробовать поиграть. Widespread Brutality и Enter the God-Eternals что-то могут, Callous Dismissal уже отыграл свое в колодах с Nexus of Fate, a Grim Initiate неплохо комбится с Cavalcade of Calamity. Впрочем, мы сегодня разговариваем не о зомби. Кроме них, есть еще три армии: Standing Army, Army of the Damned и Army of Allah. Одна черная, потому что зомби, две другие белые, потому что в армии главное - присущая белому цвету дисциплина. Человечество воюет дольше, чем знает себя, и намного дольше, чем умеет записывать сообщения о своих успехах. У Cave People не было дисциплины, зато все было относительно просто - каждый в племени был охотником, и все вместе ходили что на мамонта, что на соседнее племя. Разделения труда еще толком не существовало, разделения ролей на войне, в общем, тоже не было, просто у некоторых мускулов было чуть побольше и топоры были потяжелее. Подобные первобытные общины довольно часто встречаются в Магии, будучи почти непременным атрибутом неизведанных диких земель (ну, кроме случаев, когда в неизведанных диких землях стоит Winged Temple of Orazca). Вот типичный пример, из ждущего нас уже скоро Тероса: племя Ферий. В обычной жизни они Pheres-Band Centaurs, во время конфликта - Pheres-Band Raiders, и все они одинаковые - сильные, быстрые и опасные, только у Pheres-Band Thunderhoof дубинка потяжелее, а у Pheres-Band Tromper волосы на ногах погуще. Ни о какой дисциплине речи нет, а из иерархии есть только лидер в лице Pheres-Band Warchief, вдохновляющего остальных драться лучше. Слово “клан” в Магии наиболее часто связано с кланами Груулей - Ghor-Clan Rampager Scab-Clan Mauler Bolrac-Clan Crusher Кроме них, есть еще Krark-Clan Engineers и их Krark-Clan Ironworks, Dwarven Sea Clan, Elvish Clancaller, Feed the Clan у Темуров в Таркире, Meren of Clan Nel Toth и мой любимый Rip-Clan Crasher. Любимый потому, что я обратил внимание на то, что он не crusher, а crasher, и выяснил, что crasher-ов в Магии двенадцать, crusher-ов пятнадцать, а логики в наименовании карт - ноль. Карт со словом “tribe” в названии вообще всего двенадцать, причем не из Камигавы только Llanowar Tribe, Blade-Tribe Berserkers и звезда паупера Tireless Tribe. Впрочем, есть еще Tribal Forcemage, Tribal Golem, Tribal Flames (!) и использовавшийся в Лорвине супертип Tribal, давший нам Bitterblossom и Tarfire в колодах с Tarmogoyf. Или вот например чуть более продвинутое племя - Дару из Онслота. У них уже есть разделение на солдат и клериков, но в целом это все еще типичные номады, живущие в Daru Encampment - примерно такие, какими были на момент прихода чужаков cевероамериканские индейцы, или какими мы представляем себе сахарских кочевников. Посмотрите на них: Еще больше роднит Дару с индейцами наличие конфедерации племен - Ордена, мало влияющего на повседневную жизнь, но обустраивающего общие сношения множества мелких племен с внешним миром. Однако внутренняя иерархия племени довольна проста, и во главе его стоит, разумеется, Daru Warchief С лидерами и вождями у Магии отдельная большая история, потому что они традиционно составляют основу “племенных” архетипов колод. Впрочем, конкретно у гоблинов за долгую историю Магии набралось достаточно знаний военной науки (их единственной науки!) в виде более сложной структуры командования, включающей не только Legion Warboss, но и, например, Goblin Ringleader. В целом подобная ситуация с примитивной племенной иерархией продолжалась до довольно поздних времен, и из отступлений были только ситуации, когда целое племя по каким-то причинам решало, что им удобнее воевать, скажем, при помощи луков, а не мечей и дубинок. Так, в античности всем были известны балеарские пращники и критские лучники (а в средневековье - английские лучники и генуэзские арбалетчики Elite Archers). А вот вам подобный пример из Камигавы: Забавный факт: в античности пращники (Quill-Slinger Boggart, Rubble Slinger) и метатели копий (Merciless Javelineer, Icatian Javelineers) были гораздо более популярны, чем лучники, но с закатом Римской Империи праща практически исчезла с полей серьезных сражений, оставшись уделом крестьян и мелких стычек, а дротик, хоть и продержался почти до появления огнестрельного оружия, всю дорогу был, по большому счету, пережитком древних времен. Если войско выставляла большая держава, то каждое племя приходило со своим оружием и своей тактикой, а уже на месте полководец решал, кого куда поставить и как использовать получившуюся толпу с хоть какой-то эффективностью. И вот тут уже начала появляться какая-то иерархия, потому что командование солдатами осуществлялось через представителей племени. Разделение родов войск произошло более-менее естественным путем, но не по стратегическому, а по экономическому принципу: тот, кто богаче, мог позволить себе более хорошее оружие, которое, в свою очередь, позволяло получить больше добычи после битвы и стать еще богаче, ну и так далее. Собственно, во многих городах Древней Греции гражданские права были привязаны к тому, можешь ты себе позволить снаряжение гоплита или не можешь. Но вершиной оружейного дела в самой глубокой древности были, конечно же, колесницы. Вы же догадались, из какого сета сейчас будет пример про глубокую древность, да? Собственно, самая ранняя из задокументированных в истории битв была сражением отрядов на колесницах и произошла она весной 1475 года до нашей эры около города Мегиддо в современном Израиле - между армиями фараона Тутмоса III и коалиции ханаанских повстанцев. Того самого, кстати, Мегиддо, где согласно откровению Иоанна Богослова должен будет начаться Ар-Мегиддо-н, так что место первой известной нам битвы станет и местом последней (дарю идею для фантастического романа про попаданцев). Колесницами в боевых целях активно пользовались древние греки, что можно отследить, например, по их многочисленным упоминаниям в “Илиаде”, где даже был свой собственный античный шумахер по имени Автомедонт. И, разумеется, колесницы нашли свое место в Теросе. Тема небесной колесницы бога Солнца была отработана, кстати, не только в Dawnbringer Charioteers, но и задолго до них в Soratami Cloud Chariot и даже в Мираже. Кроме Тероса и Амонхета, боевыми колесницами пользовались например, в клане Абзан Впрочем, места в Греции было немного, и поэтому греки чаще использовали колесницы просто как средство передвижения - как Иолай при встрече с Эдипом - а для большей эффективности в бою они придумали дисциплину, хождение строем и примитивную унификацию оружия, в результате чего греческая фаланга стала новым стандартом на несколько сотен лет и позволила грекам успешно отпинаться от претензий персов, по уже упомянутым выше традициям того времени использовавших сборную покоренных народов. Греческая фаланга все еще формировалась по родственному принципу, но была монолитной, разве что Battlewise Hoplite старались ставить вперемешку с молодежью, чтобы не было откровенно слабых мест. Собственно греческая фаланга была настолько монолитной, что внутренние драки греков между собой сводились к натуральному стоянию стенка на стенку по много часов, и фиванский полководец Эпаминонд произвел настоящую революцию в военном деле, догадавшись выделить три сотни солдат в отдельный элитный отряд, способный целенаправленно взламывать строй чужой фаланги. В фиванский “священный отряд”, кстати, для укрепления боевого духа в подразделении, брали только пары геев - что еще много веков служило источником баттхерта для позднейших почитателей полководческого таланта Эпаминонда, не разделявших его жизненных ценностей (вроде Филиппа Македонского или римлян). Кстати, с Эпаминонда и другого важного фиванского государственного деятеля и полководца Пелопида смоделированы Kynaios and Tiro of Meletis. Вышеупомянутый Филипп Македонский произвел еще одну революцию, придумав покупать одинаковое вооружение для всех солдат, а не заставлять всех приходить со своим. За счет этого он смог повысить боеготовность своей армии, набранной из бедных крестьян (тогда как у греков полноценно воевать могли только весьма обеспеченные горожане) и, что не менее важно, полностью унифицировать снаряжение каждого отряда, получив возможность строить стратегию и тактику исходя из того, что нужно, а не того, что есть. Заодно, чтобы его крестьяне имели преимущество над греками при более дешевом казенном вооружении, Филипп придумал сильно удлинить копья, примерно вот так: Взаимодействие родов войск, а именно фаланги, работавшей чем-то вроде наковальни, на которую загонял врагов молот из отборной конницы, позволило сыну Филиппа Александру Македонскому завоевать практически все земли между Македонией и Индией и начать период эллинизма в средиземноморской истории. С отборной кавалерией (которая у Александра называлась “гетайры”, то есть буквально “друзья”) в Теросе не очень, но это потому, что он основывается на намного более раннем периоде истории. Зато “companion cavalry” из совершенно другого, но, что нетипично для Магии, полностью исторического источника изображена на Wei Elite Companions и Shu Elite Companions. И в целом идею элитных войск придумал, конечно же, не только один Эпаминонд, были и отряды “бессмертных” у персов, и карфагенский “священный отряд” (not gay, эти ограничивались жертвоприношениями детей), жандармерия французских королей и многие-многие другие. Следующей силой, главенствовавшей в Средиземноморье, стала Римская республика, а затем Римская Империя. Главными достижениями Рима в военном деле стали не тактика и стратегия, а организация военного дела. В отдельных сражениях их регулярно били - Пирр, Ганнибал, Спартак, Арминий, имя им - легион, но войны раз за разом оставались за легионерами. Именно римляне по большому счету показали всему миру разницу между кричетайпами “warrior” и “soldier” - постепенно пройдя путь от греческой модели с “каждый сам покупает себе оружие” до “каждый сам покупает себе предписанное стандартом оружие” и дальше до профессиональной армии, снабжаемой всем необходимым за счет государства. Кроме этого, римляне постоянно заимствовали самые удачные увиденные у своих противников решения. Так, знаменитый римский меч гладиус - это gladius hispaniensis, “испанский меч”, Sword of the Ages. На карте, впрочем, может быть изображен не гладиус, а более поздняя спата, позаимствованная у галлов. До расцвета римской военной науки, за некоторыми исключениями вроде армии Филиппа и Александра Македонского, разделение обязанностей командиров и рода войск выглядели примерно так: Римский же легион, начавшись как ополчение, со временем стал золотым стандартом военного дела, с четкой многоступенчатой иерархией, разделением функций. Моя любимая деталь: находясь на марше, легион каждый вечер строил себе в чистом поле укрепленный лагерь, чтобы ночевать, не опасаясь внезапного нападения. В итоге само слово “легион” стало нарицательным, и им пользовались в более поздние времена все подряд, от Екатерины Второй и французского Иностранного легиона до многочисленных фашистов из разных стран. Да даже в Магии есть сет, названный Legions! В магии есть два как раз таких легиона, названных “по мотивам” - Легион Боросов в Равнике и Легион Заката в Иксалане. И те, и другие к Древнему Риму не имеют никакого отношения, равно как и Kemba's Legion, Legions of Lim-Dul, Shrine of Loyal Legions или Rotting Legion. Или вот свежеизданная карта Lost Legion: на картинке мы видим всадников, и кричетайп у карты соответствующий, но отсылает она нас к популярному тропу про пропавший римский легион (пехотинцев, разумеется), берущий свое начало в историях битвы при Каррах, после которой большое количество римлян предположительно попало в плен и оказалось ни много ни мало в Китае (и недавние археологические находки это подтверждают), а также истории Девятого Испанского легиона, неожиданно пропавшего из всех (дошедших до нас) документов. История с пропажей была романтизирована писательницей Розмэри Сатклифф (это по ее книге снят фильм с Ченнингом Татумом), но она, скорее всего, не имеет отношения к действительности, в которой наиболее вероятной судьбой пропавшего легиона является расформирование после поражений в боях где-то на Ближнем востоке. Зато на позднего легионера времен коллапса Западной Римской Империи и варваризации ее армии вполне похож Goblin Legionnaire. Об этих временах вспоминают не очень часто, потому что наблюдать закат когда-то могущественной Империи всегда печально; гораздо интереснее обсуждать и черпать вдохновение из того, что Империя дала миру в период своего расцвета. А вот Licia, Sanguine Tribune. Характерный шлем, бронзовые доспехи и весьма узнаваемые рукояти у мечей (см. Sword of the Ages) - все указывает на то, что Лиция происходит из мира, где существует аналог Римской империи. А ее титул - трибун - это звание второго по старшинству (после легата) офицера в легионе. Так что жду с нетерпением момента, когда извилистый путь лора Магии приведет нас в родной мир Лиции. Вообще надо заметить, что Магия за свою историю очень редко обращалась к античности в качестве источника вдохновения. Собственно, только Портал, Терос и Амонхет являются исключениями, зато уж такими, чтобы хватило надолго. А вот небольших заимствований совсем мало; например, один из символов величия римских легионов - центурион; это вполне понятный и сильный троп, и можно было бы пачками издавать карты со словом “центурион” в названии, хотя бы для тех же боросов. Но такая карта всего одна, и к солдатам она не имеет никакого отношения. Впрочем, какие-то мелочи все же есть, например, Tortoise Formation или Joraga Auxiliary. Я думаю, что по мере исчерпания Визардами ванильно-фэнтезевых сюжетов про рыцарей и драконов они будут обращаться к более древним образам чаще - потому что к чему еще им тогда обращаться, сделать стимпанк или какие-нибудь африканские легенды они же наверняка побоятся, а античность как-то укладывается в прокрустово ложе ожиданий от фэнтези. Впрочем, я отвлекся, давайте потихоньку двигаться дальше. Западная Римская империя пала под нашествием варваров - не одним днем, а постепенно, в течение нескольких столетий - хотя уже во время битвы на Каталаунских полях римляне были вынуждены для противодействия варварам-гуннам вступить в союз с варварами-вестготами, королевство которых полностью находилось на прежних имперских землях Галлии и Испании. В Магии есть кричетайп “barbarian”, к которому относится тридцать одна карта, в том числе ни одной белой (что логично), одна зеленая (из Портала), одна черная (Undead Gladiator, тоже реверанс в сторону истории Великого Рима), а также Yavimaya Barbarian и Shivan Zombie из цикла эльфов-мерфолков из Инвазии. Все остальные варвары, как вы наверное уже догадались, красные. Основной чертой солдатов же является не грубая сила, а присущая белому цвету способность к порядку. Неудивительно, что из 663 изданных солдат 412 монобелые и еще 76 - многоцветные с белым. Примеры характерных солдат - это Darien, King of Kjeldor, мобилизующий соотечественников в трудные времена, Tajic, Legion's Edge, ведущий солдат в атаку и заботящийся о том, чтобы сохранить армию в бою, и Odric, Master Tactician, побеждающий врагов за счет стратегии, а не грубой силы. Сравните их с выдающимися воинами: На этом на сегодня все, а в следующий раз мы обсудим Средневековье, рыцарей (куда же без них), происхождение современных воинских званий (тоже в Средневековье) и их отображение на картах (спойлер: в магии есть товарищ Майор, и ровно один), а также некоторые другие интересные мелочи. В качестве спойлеров второй части я выдам вам ссылку на летнюю статью Брайана де Марса на солдатский трайбал в паупере Pauper Soldiers Lands 10 Plains 3 Sandstone Bridge 1 Secluded Steppe 2 Radiant Fountain 2 Quicksand Creatures 4 Elite Vanguard 3 Goldmeadow Harrier 3 Icatian Javelineers 4 Ballyrush Banneret 4 Veteran Armorer 2 Veteran Armorsmith 4 Veteran Swordsmith 3 Palace Sentinels 2 Conclave Phalanx 2 Martyr's Soul Spells 2 Relic of Progenitus 2 Mana Tithe 3 Surge of Thoughtweft 3 Celestial Flare 1 Cenn's Enlistment Sideboard 1 Relic of Progenitus 4 Test of Faith 3 Dust to Dust 3 Holy LightHoly Light 1 Veteran Armorsmith 3 Patrician's Scorn И немного ностальгической цепи командования для олдфагов 6 6 20 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
MrTilaris Опубликовано: 9 декабря 2019 Поделиться Опубликовано: 9 декабря 2019 Обожаю лонгриды по лору, да еще и с кучей картинок карт с комментариями. Тут и забытые карты вспомнить можно, арты рассмотреть, много новой информации узнать. Спасибо за статью! 3 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
casual as unicorn Опубликовано: 9 декабря 2019 Поделиться Опубликовано: 9 декабря 2019 Уже здесь отмечу, что тексты Валеры - это что-то вообще запредельное. 1 1 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Хаста Опубликовано: 9 декабря 2019 Поделиться Опубликовано: 9 декабря 2019 Хоть порой и подбешивает Валерин снобизм в комментах (скорее всего потому, что я сам латентный сноб), но за такие тексты готов всё ему простить! Просто браво! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Pivoluub Опубликовано: 9 декабря 2019 Поделиться Опубликовано: 9 декабря 2019 Спасибо за статью! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
zeliboba Опубликовано: 10 декабря 2019 Поделиться Опубликовано: 10 декабря 2019 19 часов назад, amarto сказал: Основной чертой солдатов Но "солдат" же, а не "солдатов". Вроде как ) В остальном очень хороший материал, благодарю! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
amarto Опубликовано: 10 декабря 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 10 декабря 2019 5 часов назад, zeliboba сказал: Но "солдат" же, а не "солдатов". Вроде как ) В остальном очень хороший материал, благодарю! "солдатов" вместо "солдат" - это как "человеков" вместо "людей", я намеренно так написал, чтобы подчеркнуть то, что речь идет не об общности, а о каждом из ее представителей. 1 Наверх Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения