Перейти к публикации
VK сообщество TOPDeck.ru Twitch канал TOPDeck.ru YouTube канал TOPDeck.ru
Duke Zero

Страницы истории: 25 лет рассказов о Мультивселенной

Рекомендованные сообщения

— Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь...
— Ох, не помню я ничего. Склероз...

 

Доброго дня, дорогие подписчики TOPDeck Unlimited! Спасибо, что выбрали нас в качестве источника послеобеденного чтения.

Уже через три недели случится пререлиз Войны Искры — выпуска, в котором старший дракон и мироходец Никол Болас собирается существенно сократить популяцию мироходцев и использовать их Искры с до конца неясной, но явно зловещей целью. В преддверии этого грандиозного события кажется разумным оглянуться назад и вспомнить, как развивалась история лора Магии, как мы дошли до показательного процесса "Николь Болас против всего мира" и зачем ему все это нужно.

А началось-то все с Арены...

 

Проба пера

Началось все действительно с Арены, но не с той, которая на компьютере и в которую Андреа Менгуччи давеча выиграл четверть миллиона долларов. Речь идет о повести Arena — первом печатном художественном произведении по миру Магии, вышедшем в свет в ноябре 1994 года.

Arena.jpg?version=c8bcccaf45a73dc3ae0b17

Тогда Wizards of the Coast решили, что, с одной стороны, у игры должен быть мир со своей историей и персонажами, а с другой, что рассказывать историю мира лишь изображениями на картах и обрывками художественного текста на них бесперспективно. Историю надо рассказывать подробно. Поэтому они начали сотрудничать с разными авторами, давая им полную свободу в написании книг. Так закладывались основы космологии места действия всей истории Магии — Мультивселенной, состоящей из миров-планов в количестве то ли бесконечном, то ли, как считал Урза, "конечном, но суммарной жизни всех обитателей Мультивселенной не хватит, чтобы их сосчитать". Именно в Арене впервые появилось слово planeswalker — мироходец, маг, перешедший на новую ступень мастерства и существования, обретший способность путешествовать между мирами.

За период с 1994 по 1998 год в издательстве Harper Prism вышел один "цикл" книг (Greensleeves cycle), шесть отдельных повестей и два сборника — Антологии. Параллельно с этим, издательство Armada опубликовало полтора десятка комиксов с заманчивыми названиями вроде "Arabian Nights", "Antiquities War" или "Ice Age". Да, эти произведения повествовали о событиях соответствующих сетов, но делали это подчеркнуто неполно и фрагментарно.

На этом фоне любопытно выделяется сет Homelands, для которого сначала была написана история, и только потом по этой истории были созданы карты. Противоположностью выступил сет The Dark, у которого связной истории, сеттинга и персонажей не было вообще — просто карты с крутыми картинками и очень условно общей темой.

 

Шло время, игра развивалась, количество карт росло - и Визарда решили попробовать использовать историю как средство расширения игры и привлечения новых игроков. Рассказать историю одними картами, иллюстрациями и художественным текстом по-прежнему получалось плохо, так что задача оснащать Магию связным лором была передана в книжный департамент Wizards of the Coast.

 

Пересмотр основ

Как обычно, ничего не бывает просто. Только в 1998 году, во времена Urza’s Saga, Визардам удалось преодолеть разногласия по поводу того, кто и как будет развивать историю, и в свет вышла книга The Brothers’ War за авторством Джеффа Грабба — история войны братьев Урзы и Мишры, открывающая Сагу о Везерлайте (Weatherlight Saga).

Skyship Weatherlight   Urza   Mishra

"Война Братьев" возвращает нас в эпоху Antiquities и рассказывает о событиях тех же времен, что и комикс Antiquities War, но теперь подробно и связно. Это история о том, как соперничество двух братьев-археологов-инженеров переросло в войну, уничтожившую несколько государств, разрушившую остров Аргот и приведшую к началу ледникового периода.

The Brothers’ War и следующая повесть — Planeswalker — закладывают важную основу для развития истории Магии на ближайшие несколько лет. Основным местом действия становится план Доминария, движущей силой истории — многовековая борьба ставшего мироходцем Урзы против мира Фирексии и ее повелителя Явгмота. К Фирексии у Урзы личные счеты: где-то во время Войны Братьев Мишра связался с фирексийцами и превратился в монстра, получеловека-полумашину, как заведено у Явгмота.

Вместе с тем, поскольку Урза — мироходец, а значит, путешествует между мирами, местом действия не могла быть одна лишь Доминария. Появляются и другие миры: мир ангела Серры, мир текучего камня Рат, мир торговцев и повстанцев Меркадия и многие другие. Само собой, и Фирексия тоже.

Кроме того, происходит еще одна важная вещь. Разрозненные истории ранних лет говорили и о Мультивселенной, и о мироходцах, и о конкретных событиях Войны Братьев, но делали это не слишком заботясь о стройности и подробности. В связи с этим противоречия между старыми и новыми источниками были неизбежны, и Визарда принимают волевое решение считать неверной всю информацию из старых историй, если она противоречит новым книгам. Это произошло где-то между 1998 и 2000 годами и известно как переход к revisionist continuity. В результате было затронуто множество деталей разной степени существенности (в частности, поменялись некоторые имена, например, долгие годы просидевший в клетке Высокий Чародей Лорд Ит в старых произведениях звался Барлом, а "Лорд Ит" был его титулом; в повести же The Gathering Dark он все еще сидит в клетке, но уже зовется Итом, а Барл — человек, эту клетку сработавший. Так что Barl's Cage — изначально была "клеткой для Барла", а не "клеткой, сработанной Барлом").

Ith, High Arcanist   Barl's Cage

Кроме того, в revisionist continuity возникает четкое представление о том, кто такой мироходец. Это не просто могущественный маг, умеющий путешествовать между мирами. Это, если угодно, иное существо, с совершенно другими возможностями, физиологией и психологией. Так, тело Урзы состояло из энергетических полей, которые он мог перестраивать по своему желанию. Ну а о психике Урзы неплохо высказался его ученик Баррин: "Урза говорит, что он в своем уме. Может и так, но непросто понять, что такое "в своем уме" для мироходца".

UDS

Как же становятся мироходцами? Для этого нужно иметь физиологическую особенность - так называемую Искру в организме. Пока Искра дремлет, человек может быть ничем не примечателен, но в момент огромного физического и душевного напряжения (часто — на пороге смерти) Искра "оживает" и ее носитель "возносится", из человека становясь мироходцем. Все мироходцы невероятно, беспардонно могущественны, но не все могущественные маги — мироходцы. Так, Явгмот был богом черной маны, но не мог путешествовать между мирами, так и сидел в Фирексии, как сыч, порталами пользоваться приходилось. Тут же скажем, что могущество мироходцев было столь велико, что они не были и не могли быть выпущены в виде карт: адекватное отображение их возможностей неизбежно должно было поломать баланс игры.

 

Но вернемся к истории. В 2001 году вышла книга "Апокалипсис", повествующая о финальной главе войны доминарцев против Явгмота и победе над ним. Цена, как всегда, была высока: в битвах погибли Урза, Джерард Капашен, Баррин и другие знаковые персонажи. Впрочем, без смертей нет и новых рождений: в последнем сражении с Явгмотом, когда были соединены все части Legacy Weapon, созданного Урзой, серебряный голем Карн не только не умер, но вознесся, став первым в истории мироходцем искусственного происхождения.

apc   Karn, Scion of Urza   apc

На этом завершается Weatherlight Saga и начинается Mirari Saga: история варвара Камаля и загадочного артефакта Мирари, пробуждающего самые потаенные желания и сулящего их исполнение. Действие целиком происходит в Доминарии, на одном-единственном континенте Отария. Сага охватывает два блока: с сета Odyssey по сет Scourge включительно. На исходе этого периода Визарда решают, что длинные саги, простирающиеся на несколько сетов и привязывающие все эти сеты к более-менее одному миру, недостаточно удачны для их целей. Грядут новые изменения подхода к истории.

 

Конец прекрасной эпохи

Приходит время металлического искусственного мира Мирродин (созданного, к слову, Карном) и нового миропорядка в историческом департаменте: отныне действие каждого нового блока происходит в одном мире, для которого рассказывается отдельная законченная история. Больше никаких многолетних саг, только схема три сета - один мир - три книги - одна история.

В Мирродине, кстати, мы узнаем новую и важную подробность сущности мироходцев. Оказывается, Искра — в прямом смысле физиологический объект, ее можно из человека (эльфа, кота, робота и прочих) извлечь и пересадить в другого, чтобы сделать того мироходцем. Именно этим занимается сумасшедший хранитель Мирродина Мемнарх, в конце последней книги даже успешно. Любопытно, кстати, что нечто подобное в свое время пытался проделать гениальный лекарь Явгмот — он долго препарировал мироходку Дайфед, приведшую его в Фирексию, пытался выковырять из нее Искру, но безуспешно.

 

Один блок — один мир — одна история. После Мирродина нам показывают Камигаву с ее духами-ками и город-мир Равнику, а потом наступает время Time Spiral, где происходит один из ключевых моментов истории Мультивселенной.

Еще в начале саги о Везерлайте нам рассказали, что Урза хотел вернуться в прошлое и починить все беды с Фирексией и Мишрой в зародыше. Для этого он построил самую настоящую машину времени, но что-то пошло не так и машина взорвалась, вызвав темпоральную катастрофу на острове Толария. Прошло много веков, и старые ошибки снова заявили о себе: временные разломы начали появляться по всей Доминарии, грозя гибелью не только ее жителям, но и Мультивселенной в целом. Дело в том, что Доминария являлась Nexus of the Multiverse — она была не просто одним из планов Мультивселенной, но ее центральным миром, без которого развалится вся конструкция.

Freyalise, Llanowar's Fury  Lord Windgrace  Jodah, Archmage Eternal  Jeska, Warrior Adept

На протяжении трех книг старые и новые персонажи (а среди героев этой истории были сподвижники Урзы Фрейялайз и Лорд Виндгрейс, Джеска — сестра варвара Камаля, ставшая мироходцем во времена Одиссеи, Вечный Архимаг Джодах, освободивший в Темные времена упомянутого выше Лорда Ита, и другие легендарные личности) пытались предотвратить катастрофу. И предотвратили. Ценой своей жизни Джеска сотворила заклятие — Исцеление, Mending Spell, — закрывшее сначала временной разлом над Отарией, а потом — по цепной реакции — и прочие на Доминарии и во всей Мультивселенной. Это глобальное заклятие неизвестным образом изменило природу Искры мироходца. Отныне мироходцы перестали быть бессмертными и бесконечно могущественными. Они стали обычными магами, способными перемещаться между мирами (но, к слову, не переносить с собой еще кого-либо). Времена необратимо изменились.

 

Калейдоскоп

После трилогии Time Spiral выходит цикл по миру Лорвина (в котором впервые мироходцы появляются в виде карт — в самом деле, в результате Исцеления они уже не бессмертные полубоги и их вполне можно печатать), после которого Визарда принимают новое решение: меньше историй о мирах, больше об отдельных личностях. Теперь главные герои — мироходцы, и книги будут рассказывать их истории. Начинается серия Planeswalker Novels. Нам рассказывают о Джейсе, Теззерете и Лилиане (Agents of Artifice), о Гидеоне и Чандре (The Purifiying Fire), первой глобальной попытке Никола Боласа вернуть былое могущество (Alara Unbroken), о Зендикаре и войне с Эльдрази (In the Teeth of Akoum), о поднимающей голову на Мирродине Фирексии и судьбе Карна (The Quest for Karn), о сложных взаимоотношениях Теззерета и Боласа (Test of Metal).

spacer.png                  spacer.png spacer.png

О последнем стоит сказать подробнее. По моему личному мнению, литературное качество историй в этот период очень сильно упало. Хронологически последние две книги — In the Teeth of Akoum и The Quest for Karn, обе за авторством Роберта Винтермьюта, вовсе были полны противоречий и читались с колоссальным трудом. Светлым пятном на этом удручающем фоне выделялся Test of Metal Мэттью Стовера, в котором Теззерет представал перед нами гораздо более интересным, сложным и неоднозначным персонажем, чем можно судить по картам и Agents of Artifice. Увы, в сюжете фигурировали манипуляции со временем, и Визарда испугались, что не справятся с возможными противоречиями и открывающимися возможностями, объявив об исключении событий книги из канона. Теззерет снова стал проходным злодеем на службе Никола Боласа…

 

В 2011 году выходит The Quest for Karn, и он становится последней точкой в этом периоде магической истории. Визарда объявляют, что книг больше не будет, а история Мультивселенной будет излагаться в небольших статьях на их сайте.

 

Новое начало

Всякий круг хочет замкнуться, а мир Магии слишком велик и разнообразен, чтобы о нем не писали. После семи лет молчания, в 2018 году в свет выходит новая книга: известный автор Брендон Сандерсон пишет Children of the Nameless о приключениях мироходца Давриеля Кейна.

С приближением Войны Искры Визарда объявляют, что впервые за восемь лет вновь выйдет книга по миру и событиям сета: уже в этом месяце ждем роман War of the Spark, в котором будет рассказано, как же Никол Болас на этот раз попытается вернуть себе могущество, потерянное при Исцелении.

 

В завершение статьи напомним, кто такой Никол Болас.

leg   Nicol Bolas, Planeswalker   Nicol Bolas, God-Pharaoh

Мироходец и Старший Дракон Никол Болас -- одно из старейших и самых могущественных существ Мультивселенной, брат дракона Угина, вылупившийся с ним из одного яйца. За неисчислимые тысячелетия существования Болас одержал немало побед на пути к могуществу и власти, но и потерпел несколько поражений. Самым существенным была его почти окончательная гибель от руки Тетсуо Умезавы. В результате их сражения Болас был лишен физической оболочки, и лишь малая частица его духа сохранилась внутри временного разлома, образовавшегося когда-то на Доминарии после битвы Боласа с мироходцем-левиафаном.

Никол Болас вновь обрел телесность во времена кризиса Спирали Времени, когда временные разломы начали шириться и множиться. Вскоре случилось Исцеление, и Болас, едва обретший былые возможности, вновь утратил их из-за изменения природы Искры.

Древний как мир, он хорошо помнит, кем и чем были мироходцы прежде, и жаждет вернуть себе те силы и возможности.

Первая глобальная попытка Боласа вернуть всемогущество произошла на Аларе, где он собирался использовать Слияние (Conflux) и впитать ману целого мира. Но ему помешал леонин-мироходец Аджани.

Conflux

Это остановило Боласа, но не изменило его планов и чаяний. Сейчас к кульминации подходит новый план: на Равнике он собрал несколько десятков мироходцев, которые не могут покинуть этот мир из-за влияния Бессмертного Солнца. Иронично, что Бессмертное Солнце создали когда-то мироходцы Угин и Азор с целью раз и навсегда заточить Боласа и остановить его жестокость… Теперь же, заманив мироходцев в ловушку, Старший Дракон намерен убить их, извлечь Искры и с их помощью сотворить загадочное Старшее Заклятие, дарующее ему божественные силы. Что из это выйдет, мы узнаем уже совсем скоро, ведь до выхода нового сета и новой истории осталось всего-то три недели.

 

На этом на сегодня все. Спасибо за внимание и до следующих встреч на страницах TOPDeck Unlimited!

29w3ltv.jpg

             Поддержать автора

Изменено пользователем TheFamilyMan

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отлично, спасибо! =) Был бы очень рад, на самом деле, почитать ещё обзорных статей о раннем (и не только) лоре, чтобы заполнить лакуны в восприятии мультиверса, а то осиливать это самостоятельно совсем тяжко. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Duke Zero Денис, фраза "Явгмот был богом черной маны, но не мог путешествовать между мирами, так и сидел в Фирексии, как сыч" не совсем корректна - были порталы, в рандомные миры зашвыривались исследовательские группы, внедрялись переделанные партизанские ячейки тритонов (иногда - с заблокированной памятью) и т.п.

Емнип, исследования методов Дайфед со стационарным порталом (и ее препарирование в дальнейшем) и толкнули развитие портальных технологий Фирексии.

Тем не менее, статья огонь, пиши еще=)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Arness справедливо, имелось в виду, что он сам по себе путешествовать не мог, без спецсредств. Спасибо за замечание.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Duke Zero сказал:

о приключениях мироходца Давриеля Кейна

сей товарисч нигде еще не всплывал и что о нем известно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минут назад, Arness сказал:

Денис, фраза "Явгмот был богом черной маны, но не мог путешествовать между мирами, так и сидел в Фирексии, как сыч" не совсем корректна

Сидел как сыч, летал через форточку, всё нормально. Добавил три уточняющих слова в текст.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такой лор и в таком шикарном изложении мне очень по душе! 

Жду следующего выпуска с нетерпением!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А помогите разобраться в современной истории. У нас по о концовке последней Доминарии Лиля сама себе устроила контракт с Боласом, а все супер друзья собрались в неком мире (нам не говориться в каком) и это последнее что мы о них знаем? Далее следуют Хроники Боласа и рассказы по Равнике не связанные с основным сюжетом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лиля не прочитала контракт и после смерти демонов он отошел к Боласу. Супер друзья собрались на Равнике, где у них штаб и куда спешил Джейс (который их встретил). Хроники Боласа нам рассказывают про самого Боласа, а истории Равники описывают место действия финального побоища. Не то чтобы они связаны с основным сюжетом, но задают ему фон.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почтим память Явгмота кружкой послеобеденного кофе.

А если серьезно, жду больше статей о лоре МТГ. Всегда хотелось чтобы кто-то расставил все в простом и удобном формате.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо!

Знания лора у меня крайне разрозненные, но такие статьи — верный путь к их упорядочиванию и систематизации, очень полезно. Конечно, ждем продолжения, развития и углубления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прекрасная статья! Хочется больше статей, проясняющих разные события лора. Особенно, про ранние (дремучие и, в то же время, интересные) времена

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@GerrBobr до книжки Сандерсона Кейн не упоминался и известно о нем не так много.

Давриель - его псевдоним, живет в Кессиге на Иннистраде. В голове у него живет загадочная Сущность с какими-то своими целями и задачами (возможно, кстати, Искру ему Сущность спровадила).

Signature ability - тырить заклинания из головы других магов и использовать. По натуре - сибарит. Сейчас прибыл на Равнику, и ему там неуютно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 минуту назад, Duke Zero сказал:

Давриель - его псевдоним, живет в Кессиге на Иннистраде. В голове у него живет загадочная Сущность с какими-то своими целями и задачами (возможно, кстати, Искру ему Сущность спровадила).

 

Так они с Лилианой могут организовать клуб анонимных владельцев загадочных сущностей в голове. У нее там и Онакке, и Человек-Ворон.

Изменено пользователем Altimit

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Altimit могут! Я еще забыл добавить, что Давриель тоже очень любит заелючать контракты с демонами, только в свою пользу. Так что он такая улучшенная и дополненная версия Лилианы. Ну и мальчик, да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странно, что совсем вскользь упоминаются книги, по которым я изначально узнал о лоре МТГ в 2000-х:

Тран, Война Братьев, Мироходец, Порода Героев, Потоки Времени. 

По мне они были довольно красочными и цельными. (Читал серию сразу). 

То есть про Войну Братьев и Мироходца увидел - но про остальные хотелось бы тоже упоминания. 

А вообще: спасибо за экскурс!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дим, спасибо за фидбек. Я не останавливался подробно на каждой из них - просто обозначил начало и конец Везерлайт Саги. Так-то в середине было еще масса всего интересного, вроде экскурса на Рат (привет Mind over Matter), с сопутствующими историями Эртаи, Кровакса и прочих, с посещением Меркадии (привет Cho-Manno, Revolutionary, любовь всей жизни Орим) и так далее.

Просто если в этой вводной статье подробно говорить о вообще всех книгах и перипетиях, текст выйдет бесконечно длинным. Еще будут статьи о разных кусках сторилайна подробнее.

А о русском переводе этих книг, спасибо Дяде Вове за напоминание, я напишу, когда буду у компа и выдохну.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...